Самый актуальный корейский фильм 39-го ММКФ «Сеть» Ким Ки Дука в рецензии обозревателя Soyuz.Ru Петра Пряникова.
«Сеть» южнокорейского режиссера Ким Ки Дука рассказывает историю северокорейского рыбака, которого прохудившаяся лодка занесла на территорию Южной Кореи. Раскрывая очень острую сегодня тему противостояния двух азиатских стран, Южной и Северной Кореи, некогда населенных одной нацией, режиссер демонстративно не занимает ни одну из сторон, как бы подчеркивая: любая междоусобная война – удар, прежде всего, по простым людям. Вместе с тем, конечно, определенный международный замах автора очевиден: фильм был одним из самых ожидаемых на Венецианском фестивале в прошлом году, и видна его нацеленность на западную аудиторию, которая воспринимает Северную Корею как центр и средоточие всех зол современного мира. Снисходительность, с которой Ким Ки Дук заодно выявляет недостатки и своей родины (власть денег, коррупция, нравственная нечистота) – легкая и весьма понятная попытка объективизации проблемы.
Северокорейский рыбак в «Сети», оставшийся верным своей семье в сложнейших жизненных обстоятельствах, – явная жертва, мелкая беззащитная рыбешка в бассейне с пираньями, секретными службами и полицией обоих государств. Его действия носят защитный характер, главный посыл этого образа – «отпустите домой». А поскольку сам герой активно не добивается никаких целей, зрителю ничего не остается, как быть в постоянном напряжении, подглядывая в замочную скважину азиатских пыточных комнат. Сочувствие к простому человеку, оказавшемуся не в том месте не в то время, безусловно, держит внимание некоторое время, но ближе к концу картины все сложнее испытывать эмпатию к совершенно «нулевому» герою, не имеющего четкого плана действий по выходу из кризиса и хоть какой-то оригинальности в характере.
В «Сети» любой сюжетный ход и персонаж – предсказуемы, они выполняют конкретную четко определенную функцию по принципу «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Мнимое противостояние «хорошего» и «плохого» копов (при том, что один из них – шестерка, а другой тянет как минимум на валета). Девушка, которой рыбак передает сообщение, совершенно безэмоционально воспринимает сообщение о гибели отца, как бы показывая: любые сантименты в сложной политической и социальной ситуации разделения нации на два враждующих лагеря бессмысленны и просто вредны. Символична сцена, когда главный герой оказывается на шумной улице Сеула с закрытыми глазами: он боится увидеть что-либо, что может стать потом для него проблемой в родной стране. Метафоры и символы в картине настолько «жирны» и очевидны, что, кажется, передачи на российском центральном телевидении тоньше в изображении международной проблематики.
Причина такой «твердокаменной» тональности повествования понятна: отношения между двумя странами зашли в тупик, и не одно десятилетие назад. События же последних лет упрямо показывают, что об объединении двух Корей, упомянутых в картине, не может быть и речи, по крайней мере в обозримой перспективе. Шутка ли: ВВП стран на душу населения отличаются почти в 20 раз! Казалось бы, это два разных народа с точки зрения культуры, идеологии и мышления. Но Ким Ки Дук крупными, грубыми, почти промышленными мазками показывает: надежда есть и всегда будет, пока обе нации учатся сочувствовать друг другу, помогать в сложной ситуации, пока они говорят на одном языке (недаром акцентам в картине уделено много внимания) и имеют близких по обе стороны 38-й параллели.
«Сеть» носит, скорее, не художественную, а речевую функцию: пока есть режиссеры, находящие нужным снимать кино о большой трагедии корейского народа, позитивный исход событий возможен.