Для быстрого поиска начните вводить запрос

Гизер Батлер: Фундамент мрака и тяжести

Секреты мрачного волшебства бас-гитариста Black Sabbath.
17 июля 2017 0
Гизер Батлер: Фундамент мрака и тяжести
Дмитрий Высоцкий
автор

В рубрике «ПрофСОЮЗ» специалисты и эксперты в своих областях делятся опытом, впечатлениями и полезными советами с посетителями Soyuz.Ru. Сегодня гость нашей рубрики - Дмитрий Высоцкий, выпускник РАМ им. Гнесиных, контрабасист ГАБСО им. П. И. Чайковского, а также рок-музыкант, бас-гитарист, участник проекта AD Skiffle и автор цикла радиопередач об истории бас-гитары на радиостанции «Эхо Москвы». В честь дня рождения Гизера Батлера Дмитрий вспомнил самые значимые заслуги басиста Black Sabbbath перед рок-музыкой, а также выбрал несколько его ярких бас-гитарных партий.


Любитель кошек, веган, болельщик «Астон Виллы», обладатель самого большого носа в роке, если не считать Пита Таунсенда, и, конечно, один из самых значимых и влиятельных бас-гитаристов, когда-либо появлявшихся на третьем камне от Солнца, – Теренс Майкл Джозеф «Гизер» Батлер отмечает сегодня 68-й день рождения.

Гизер Батлер: Парень со странностями

Откуда такое необычное прозвище, и что оно означает? «Гизер» - по-английски это «парень со странностями», «чувак». А «старушка», «бабуля» - это американский сленг, который, видимо, использовался при написании статей о Black Sabbath в 90-х годах. Отсюда бывали пёрлы типа «старушонка Батлер» или «Джизер». Так вот, «Geezer» для молодого Терри было обычным обращением к школьным друзьям. В итоге его старший брат так и стал его называть. Его первая гитара имела неполный комплект струн, и Гизер просто пытался подбирать мелодии по слуху.

Black Sabbath в студии

Black Sabbath в студии

Ранним музыкальным кумиром Гизера был Джон Леннон, следовательно, в своих первых группах юный Батлер играл на ритм-гитаре. Когда же он встретился с Тони Айомми на предмет совместного музицирования, последний ясно дал понять, что видит группу только с одним гитаристом. В результате бас-гитара была нашим героем выбрана не по своей воле. Но всё что не делается – всё к лучшему, не правда ли? Тони Айомми, Человек и «Iron Man», риффоплёт, изобретатель жанра Heavy Metal, определенно так считает:

«Он отличается от всех, кого я когда-либо слышал. Там где другой басист будет играть ровно, Гизер сделает подтяжку и это добавит больше агрессии».

Гизер Батлер демонстрирует «козу». Black Sabbath, 1969 г.

Гизер Батлер демонстрирует «козу». Black Sabbath, 1969 г.

Считается, что классический жест металлистов всего мира – «коза» - была придумана Ронни Дио, но существует фото, сделанное в конце 60-х, на котором Батлер демонстрирует этот знак.

Увлечение историей религии, жанрами фэнтези, ужасами и научной фантастикой принесло свои плоды – Гизер является автором подавляющего большинства текстов Black Sabbath. Тут были и железные люди, и электрические похороны, и межгалактические путешествия, и цыганки и... параноид!

Есть мнение, что именно Гизер – человек ответственный за всю мрачность и тяжесть группы астонских черносубботинцев. Взять хотя бы заглавную композицию, открывающую дебютный безымянный альбом Black Sabbath – всего несколько глиссандо перед сильной долей, но как это срабатывает! Просто будто волны, падающие «стремительным домкратом».

Гизер Батлер и Билл Уорд: классическая ритм-секция Black Sabbath

Гизер Батлер и Билл Уорд: классическая ритм-секция Black Sabbath

Об авторитете Батлера среди музыкантов может рассказать следующий эпизод. В 1985 году перед концертом Metallica Клиффу Бёртону сказали, что в зале будет находиться его кумир Гизер Батлер. Это заставило Клиффа изрядно понервничать.

По характеру Батлер, видимо, человек не простой. Однако со слов Оззи Осборна, Гизер никогда не сквернословил. С другой стороны, известны его конфликты с Малколмом Янгом в 1977 году, перелом пальца после пустякового раздора с Ронни Дио в конце 1980 года и, как следствие, отмена нескольких концертов. А всего несколько лет назад он был арестован за драку в баре.

Бас-гитара Гизера Батлера

Гизер Батлер, фестиваль California Jam, 1974 г.

Гизер Батлер, фестиваль California Jam, 1974 г.

Звук бас-гитары Гизера – запоминающийся, как тембр голоса. Его манера обыгрывания гитарных риффов Тони Айомми стала практически эталоном, азбукой и ориентиром для последующих поколений басистов. Уже на первом альбоме он звучит как состоявшийся уверенный музыкант с яркой индивидуальностью – а ведь на момент записи ему только исполнилось 20 лет. Мощный прифузованый звук, активная атака (правая рука почти на грифе, чтобы достать, вытянуть самую низость из Фендера) и удивительное чутьё (чувство) времени – вот приблизительный рецепт мурашек по коже.

Вот 13 штрихов к портрету бас-гитариста:

Black Sabbath “N.I.B.”

1970

Есть гитарные риффы, которые вы считаете классическими, например “Smoke on the Water” или “Iron Man”. Так вот, вступление к N.I.B. навсегда останется в бас-гитарном универсуме ярким примером отвязанного соло. И давайте не будем говорить, что Гизер был одним из первых, кто использовал «квакушку» (педаль “wah-wah”). Он был первым, кто это сделал на пластинке, которая попала в Топ-20. Также обязательно слушать с этого альбома: Warning.

Black Sabbath “Into the Void”

1971

Пока Тони играл первый рифф, было странное ощущение – будто я нахожусь в наглухо закрытом тёмном фургоне и не могу понять, движется он или стоит на месте. И в момент, когда в сильную долю вступают Гизер и Билл, ты получаешь точку опоры, и пространственная система координат становится определённой. Это было впечатление от первого прослушивания. Тот случай, когда первый раз – самый лучший. Возможно, из-за пониженного на малую терцию строя.

Black Sabbath “She’s Gone”

1976

Один из самых ярких примеров басовой линии, имеющей самостоятельный мелодический голос. Её можно петь. Лиричнейшее соло нижнего голоса, который не уступает вокальной партии.

Black Sabbath “Junior’s Eyes”

1978

Вся композиция построена на раскачивающем риффе Гизера. Остальным музыкантам остаётся просто выполнять свою обычную работу. А для продления удовольствия обратите внимание на то, как в начале вещи Билл Уорд стучит по тарелке – четверти, рандомно перемежающиеся с восьмыми по вкусу Билла, - и в припеве на заполнения Билла после каждой фразы Оззи.

Black Sabbath “Lonely It’s the World”

1980

Ещё одна вещь, которая держится на могучих бирмингемских руках басиста. Как я уже отмечал, его басовые линии можно петь. Попробуйте и эту. Еще одна забавная история. Известно, что Гизер не принимал участия в репетициях и подготовке материала к альбому Black Sabbath 1980 года. Его место тогда занял Крэйг Грубер, который записал все партии на альбоме. В вышедшей в 2011 году автобиографии Тони Айомми проясняет ситуацию и утверждает, что вернувшийся в группу Батлер перезаписал всю пластинку заново, ни разу не слышав перед этим ни одной партии Крейга.

The Geezer Butler Band “Live at Marqee”

(1985, bootleg)

После окончания тура в поддержку альбома Born Again будущее Black Sabbath оказалось под большим знаком вопроса. И пока Айомми в одиночку боролся за спасение тонущего корабля (вот уж кто настоящий «Iron Man»), Гизер собрал новый проект, который назвал незатейливо The Geezer Butler Band. Судя по тому, что было сыграно всего несколько концертов и не было сделано ни одного приличного демо, вряд ли имелись какие-то далеко идущие планы. Но Батлер сидеть сложа руки и почивать на лаврах не намерен. Этим проектом он как бы показывает – я есть, я всегда готов.

Black Sabbath “I”

1992

“Dehumanazer”, первый альбом Black Sabbath последнего десятилетия XX века, показал, что группа движется в сторону утяжеления звучания по сравнению с пластинками конца 80-х годов. Новомодное гранжевое течение помогло Black Sabbath вернуться к своим корням – мощным рифам и брутальной тяжести звучания. Даже сейчас этот диск слушается весьма хорошо.

Ozzy Ozbourne “Perry Mason”

1995

Альбом “Ozzmosis” стал первым (и пока последним) сольником Оззи, на котором отметился Гизер. Видимо неслучайно, что две композиции альбома, на которых он выступил в качестве соавтора, стали самими тяжёлыми на альбоме. Однако мы отметим его игру на номере, открывающем альбом. Зацикленный басовый рифф создаёт невероятное движение на протяжении всей песни, и позволяет Закку Уайлду максимально разнообразить гитарную партию, играя и мелодию, и риффы в унисон с басом.

Black Sabbath/Heaven and Hell – “The Devil Cried”

2007

Не желающие сидеть без дела Тони и Гизер решают возобновить сотрудничество с Ронни Дио. Но мама Шэрон не даёт возможности использовать раскрученную вывеску, поэтому находится идеальный выход из ситуации – войти второй раз в ту же реку и назваться Heaven & Hell. Лязгающий, как гусеницы танка, металлический бас не оставляет никаких сомнений насчёт того, кто тащит всю эту огромную махину.

Сольные альбомы: “Plastic Planet”, "Black Science", “Ohmwork”

1995 / 1997 / 2005

Для полноты картины обратим внимание на сольные работы Гизера, выходившие под различными вариациями его прозвища: g//z/r, geezer и GZR. Альбомы ровные, без явных провалов, но и без хитов. Так, на первом альбоме весьма хороши “The Invisible” (также вошедшая в саундтрек фильма по игре Mortal Kombat) и “Detective 27”, а на “Ohmwork” достаточно открытых мест, где бас звучит мясисто и нажористо.

Black Sabbath: альбом “13”

2013

Гизер – один из немногих музыкантов, не утративших актуальности и современности звучания, чья карьера продолжается уже полвека. Его фирменный звук и манера игры не выглядят архаичными на фоне современных стандартов «тяжёлых» групп.

В начале нынешнего года закончился последний тур Black Sabbath. А недавно появилась информация: на 2017 год запланирован выход нового альбома проекта GZR. Гизер есть!

Гизер Батлер на отдыхе

Гизер Батлер на отдыхе

P.S. На втором московском концерте Heaven & Hell 31 мая 2009 года я стоял перед сценой напротив Батлера. Придя в зал задолго до начала, встал в пяти метрах от того места, где должен был находиться Гизер. Перед началом концерта от избытка переполнявших меня эмоций я произнёс вслух: «Если он сейчас выйдет, я, наверное, сдохну». На что тут же рядом кто-то ответил: «Нормально. Здесь все уже домой отзвонились». Концерт он отыграл, стоя практически неподвижно с мрачным лицом. Напрасно Айомми изредка подходил к Гизеру и дирижировал бровями во время басовых брейков, пытаясь хоть немного поднять тому настроение. Некоторое изменение настроения в лучшую сторону наступило только во время последней композиции, когда Гизер заметил нас, стоявших напротив него и не сводивших глаз с его рук на протяжении всего концерта. Уходя же со сцены, он сорвал бас правой рукой, и если бы не подскочивший вовремя техник, гитара грохнулась бы OZZемь. Ну, что поделаешь?! Он – мастер! Master of Reality!



В центре внимания

Поделитесь с друзьями