Есть два способа снять кассовый хит, но свитки с ними хранятся в тайных подземных хранилищах компании Disney, и потому о них никто толком не знает. Шутка. (Хотя…) Если серьезно, кажется, британские ученые приблизились к тому, чтобы раскрыть формулу фильма, который гарантированно будет кассовым хитом.
Ученые из университета Cornell University проанализировали 6147 сценариев и рассортировали их с помощью определенных критериев эмоционального сторителлинга, выявив тем самым общую эмоциональную дугу (Emotional Arc, также «арка», есть несколько типов), которая обеспечила, согласно их выводам, кассовый успех ленты.
Как выяснили исследователи, самыми кассовыми являются фильмы, сценарии которых написаны по принципу «Человек в яме» (Man in a hole) – по правилам такой эмоциональной дуги главный герой сначала должен пережить падение, чтобы потом высоко подняться и показать всем, чего он стоит. Пример – лента «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы.
На втором месте по сборам дуга – «Из грязи в князи» (Rags to riches, также «От уборщика до миллионера»), которая характеризуется постоянным эмоциональным подъемом: герой, в начале ленты переживший падение (несправедливость), находит в себе силы бороться и в конце фильма получает хэппи-энд. Пример – «Побег из Шоушенка».
Читайте также: 15 малобюджетных фильмов, ставших хитами проката
На третьем месте дуга «Из князи в грязи» (Riches to rags, также «От миллионера к уборщику», полная противоположность «Из грязи в князи»), когда герой, казавшийся в начале неплохим парнем, постепенно переходит на «темную сторону». Пример – «Психо» Альфреда Хичкока.
Менее «кассовые», но тоже отработанные и имеющие потенциал дуги называются «Икар» (Icarus, противоположность «Человеку в яме» – герой поднимается высоко, а потом падает), «Золушка» (Cinderella, эмоциональный взлет чередуется с падением, но в конце героя неминуемо настигает хэппи-энд) и «Эдип» (Oedipus, падения чередуются со взлетами, но заканчивается все плохо).
Как отметила в комментарии для The Guardian возглавившая исследование доктор Ганна Погребна (Ganna Pogrebna), выявляя «формулу кассового успеха» они отнюдь не хотели «убить киноиндустрию», дав в руки киноделов готовый алгоритм, а всего лишь пытались понять, по каким общим «лекалам» сейчас делаются успешные проекты, а также надеялись, что это сподвигнет кинокомпании более творчески подходить к созданию проектов.