Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Остров проклятых» Мартина Скорсезе: Театр одного безумца

В чем гениальность и магия этого жуткого и поэтичного триллера, в котором реальность оказывается страннее кошмара.
17 ноября 2019 0
Кадр из фильма «Остров проклятых»
Кадр из фильма «Остров проклятых»

Сегодня, 17 ноября, день рождения отмечает голливудский режиссер Мартин Скорсезе. Вспоминаем один из его сюжетно и визуально тонких фильмов – сюрреалистичный нуар «Остров проклятых», быть заложником которого страшно, но чертовски увлекательно.

Дождь! Гром! Молния! Сумасшедшие! Коварные врачи! Нацисты! Мрачный триллер Мартина Скорсезе – это виртуозно разыгранная история двух маршалов Тедди и Чака (Леонардо ДиКаприо и Марк Руффало), которые приплывают на остров, чтобы расследовать дело об исчезновении пациентки больницы для убийц и маньяков, откуда бежать просто некуда. Больница эта похожа на мощную цитадель. Кругом стены и скалы, а тут еще и надвигающийся шторм, проливной дождь и воющие ветра. Телефоны отключаются, свет гаснет, а паром прибудет нескоро. Детективы оказываются в западне. Злой рок или маршалов заманили? Психушка изучает гостей, пока они расследуют закрученное дело. Врачи ведут себя подозрительно, пациенты отвечают на вопросы так, будто их подготовили – те же слова, как по бумажке, и охрана постоянно на взводе. Сплошной заговор. И все становится запутаннее и страшнее, когда пропавшая Рэйчел Соландо, которая, выясняется, утопила своих детей, появляется, как ни в чем не бывало.

Кадр из фильма «Остров проклятых»

Кадр из фильма «Остров проклятых»

Оказывается, что Тедди приплыл на остров неспроста – в психиатрической больнице заключен пироман, который убил его семью. Детектива тревожит дождь, мучают головные боли и терзают кошмары о погибшей в пожаре жене и троих детях, а также воспоминания о концлагере Дахау. Не подумайте, Тедди давно не балует себя выпивкой. Одно понятно – этот театр масок скрывает правду, а маяк близ острова становится символом просветления на пути к истине и покою.

«Остров проклятых» неожиданно превращается из хмурого нуара в безумную трагедию. И все из-за последних слов детектива, брошенных напарнику перед операцией: «Что было бы хуже? Жить, как чудовище, или умереть, как достойный человек?» Удивительно, но повторные просмотры этого кафкианского саспенс-триллера, похожего на «Сияние», «Головокружение» и «Кабинет доктора Калигари», позволяют заметить, что главврач раскладывает всю суть происходящего прямо на глазах Тедди, окруженного то огнем, то водой. Чтобы жить иллюзией и верить в то, что дети живы, сбежавшая сумасшедшая создала свою вымышленную реальность и приготовила обитателям острова роли в ее фантазии. Поразительно, правда? Ведь Тедди занимается тем же, вот только узнает об этом (как и зритель) в конце приключения. Получается, Тедди Дэниелс – не крутой парень, а легенда, миф, и события на острове – постановка и гигантский заговор. Если поверить в происходящее, то фильм Мартина Скорсезе становится шедевром, жутким и поэтичным.

Кадр из фильма «Остров проклятых»

Кадр из фильма «Остров проклятых»

Публика ворчит и ухмыляется, мол, невозможно заставить лгать всех обитателей острова. Да ну, все силы брошены на исцеление одного психа?! Однако, если вспомнить, что главврач (или, возможно, Über-врач?) отказывается пичкать пациентов химией и загонять иглы в мозг, а решается на радикальный (!) эксперимент над самым (!) опасным убийцей на острове, то сюжет уже не кажется таким абсурдным.

На съемочной площадке фильма «Остров проклятых»

На съемочной площадке фильма «Остров проклятых»

И Скорсезе не был бы великим режиссером, если бы не снабдил детективную историю жизненной теорией заговора о превращении солдат в убийц, лишенных страха и боли. Тедди воевал на полях Второй мировой, видел ужасы концлагерей и расстреливал нацистов, а как следствие – не выдержал и обезумел. Как маршал попал на остров? Раскапывал государственные тайны, вот и докопался. Кстати, всякие неточности и странности, вроде «Arbeit macht frei» на воротах Дахау, хотя показана арка Освенцима, или невидимый стакан с водой во время допроса, можно смело свалить на восприятие прошлого и настоящего параноидальным сумасшедшим. И в конце концов разыгранный герой сдается – все равно объявят, что безумен, и любые протесты, что это не так, лишь подтвердят обвинения. «А где был ее муж?» – «Он погиб. При высадке в Нормандии», – беседа, которая объясняет тревогу детектива, потерявшего рассудок. «Это уже была не война. Это было убийство», – вспоминает Тедди груды замерзших тел. Или дело вовсе не в детективе, а в острове, где промывают мозги, делая людей покорными, без страха, сочувствия, голода и гнева? А значит, полицейским не дадут уйти. «Делают из человека солдата, чтобы делать то, что нормальный человек не сделал бы», – рассказывает испуганная узница, выдающая себя за Рэйчел Соландо – олицетворение кошмарного прошлого маршала, которое становится правдивее действительности. Всему виной кровопролитная война, превратившая Тедди в человека, которого «нет смысла допрашивать, потому что у него нет воспоминаний». Однако воспоминания о вине и жестокости все равно просачиваются, порой настолько явно, что жить невозможно.

Магия и гениальность произведения Мартина Скорсезе в том, что здесь исчезают границы между реальностью и фантазией, между физическим и психическим. Режиссер осознанно или нет создал очень мощное кино, которое оказывается не просто частью реальности, даже если такой остров и больница не существуют, а становится расширением реальности. Человек порой не способен видеть истину, предавшись иллюзиям, как главный герой, даже если эту истину раскладывают прямо перед его глазами. Реальность оказывается страннее кошмара. «Возьми себя в руки, Тедди. Возьми себя в руки!» – призывает себя маршал, глядя в зеркало. Меня убедили, а вас?

Мартин Скорсезе на съемочной площадке фильма «Остров проклятых»

Мартин Скорсезе на съемочной площадке фильма «Остров проклятых»



В центре внимания

Поделитесь с друзьями