Вспоминаем самые значимые фильмы уходящего года. Один из традиционных, пускай вечно критикуемых, способов это сделать – составить собственный, целиком и полностью субъективный список наиболее ярких, запомнившихся, рекомендуемых и просто любимых картин, которые необходимо посмотреть каждому уважающему себя зрителю.
Читайте также: Лучшие фильмы 2018 года. Часть 1
«Американские животные»
Захватывающий триллер о краже редких книг. Режиссер тасует вымысел с реальностью. Фраза «This is not based on a true story» легким движением монтажа превращается в «This is a true story». Вот она – магия кино. Картина насыщена разговорами и становится, по сути, исповедью самих преступников – четверо юношей сидят перед камерой и вспоминают ход ограбления.
Зритель уже не раз сталкивался с художественным произведением, автор которого выдает вымысел за реальность. Режиссер Барт Лэйтон как раз заигрывает с этой уловкой, используя «лживость» кино, жонглируя сочиненной и реальной историями. Закономерно, что в конце выясняется, что каждый по-разному помнит те события, и понять, где тут истина, невозможно – все переплетено, и в этом победа «Американских животных», которые, как и все кино, лгут 24 кадра в секунду. В общем же, это фильм о пацанах, которые хотели добавить в жизнь перца, чтобы вскрикнуть: «Я – живой! Я – настоящий!». Кино не только о правде и памяти, но также о выборе и ответственности, и что мы рождены хищниками, но вместо этого «всю жизнь раскладываем херню по полкам», а от американской мечты до американской трагедии – одна «охренительно крутая» затея. Все мечтают выиграть в лотерею, но никто не покупает билеты, и кажется, будто возможно все. Вдобавок это кино очень синефильское – способные ученики готовятся провернуть гоп-стоп, пересматривая кучу фильмов об ограблениях.
«Мэнди»
Дичайший трип Николаса Кейджа в яростном и поэтичном триллере Паноса Косматоса. «Мэнди» – метафизическое приключение дровосека, который мстит за смерть жены, заживо сожженной сектантами. Рейдж Кейджа становится топливом для мясорубки, которая не исцеляет, а отравляет героя.
Самый зверский и живописнейший слэшер года, где каждый кадр и каждая нота источают гнев и печаль. Только настоящий художник способен создать настолько бесподобную вселенную и завораживающую атмосферу. «Мэнди» – погружение в пасть безумия, которое героя сперва ужасает, а потом целиком поглощает. Окровавленный Ник Кейдж водкой смачивает глотку и раны, ревет, рычит, выплавляет топор, охотится на демонических байкеров, будто вылезших из клипа Slipknot, бьется на бензопилах, раздавливает череп пророка и сжигает сектантский храм. И невзирая на всю дьявольщину, «Мэнди» пропитана меланхолией и трагизмом. И это при том, что Кейдж прикуривает сигарету от пылающего черепа. Да, здесь форма превыше содержания, но тому ядовитому и свирепому, что наколдовал Косматос, трудно сопротивляться.
Наша рецензия на фильм «Мэнди»
«Догмэн»
Нуар острый, злой и злободневный. Скромный и безобидный собачник Марчелло моет, стрижет и массирует собак. И вот, этот маленький человек вынужден бороться со злом, которым сразу и восхищается, и боится. Образ этой зловещей силы – борзый бандит Симоне, разрушающий все и вся. История Марчелло становится мрачнее и трагичнее, ибо зло невозможно укротить и запереть в клетку. А если и получается обуздать этого зверя, то только став им, будучи поглощенным, подобно ницшеанской бездне. Хотя все равно придется нести это зло мертвым грузом.
Неореалист Маттео Гарроне, чья «Гоморра» была удостоена Гран-при в Каннах, иллюстрирует сюжет криминально-провинциальный, где среди грязного урбана, похожего на пустынный город вестерна, люди грызутся похлеще клыкастых псов. Страшно живописная картина оказывается притчей о мечтах и надеждах, о поиске своих и метаморфозе гуманиста. Про уродов и зверей, если коротко. Это настоящая достоевщина и балабановщина по-итальянски. «Догмэн» – великолепно поставленное и безупречно сыгранное кино об одиночестве, страхе, уважении и предательстве. Главное – не грозите итальянским собачникам.
Наша рецензия на фильм «Догмэн»
«Реинкарнация»
Дебют Ари Астера – это оккультный жутик без воплей и кровищи, без монстров и привидений, зато грустный и зловещий. Женщина не в себе, цокающая девочка и семейная тайна, которая пугает и изматывает. Сплошная мистика. Смерть бабушки сводит семью с ума.
«Реинкарнация», пропитанная атмосферой траура и тревоги, – это изображение горя как проклятия. Когда чувствуешь вину, но за что – не знаешь, да и спросить поздно – человек умер. Конечно, здесь есть характерные черты хоррора: духи, заговоры, паранойя, демоны, обезглавленные тела и голые отвергатели «Святой троицы», а семья становится жертвой сектантской игры. Вот только «Реинкарнация» – не совсем ужастик. Уж точно не традиционный ужастик в духе «Экзорциста», «Ребенка Розмари» и «Сияния», хотя режиссер явно вдохновлялся классикой жанра. И пусть этот жутик местами «размазан», зато достойно разбавляет репертуар голливудских штамповок. А для тех, кто ест Тарковского с Сокуровым на завтрак, это вообще обычное зрительское кино.
Наша рецензия на фильм «Реинкарнация»
«Дневник пастыря»
Священник Эрнст Толлер в великолепном исполнении Итана Хоука переживает кризис веры и исповедуется, как нетрудно догадаться, бумаге. Для пастыря дневник – это форма общения, честный разговор. Депрессия и сомнения усиливаются, когда священник знакомится с экологическим активистом, охваченным отчаянием и гневом, и полным решимости убить своего нерожденного ребенка, ибо наступают плохие времена: заболевания, анархия, военное положение, переломный момент. А смысл жить, когда сталкиваешься лицом к лицу с тьмой? И вообще, простит ли нас Бог?
Религиозная драма задает вопросы, на которые с ходу не ответишь. Редкое кино, которое приятно не столько смотреть, сколько слушать. Портрет внутреннего конфликта двух противоречивых истин – надежды и отчаяния. Фильм Пола Шредера иллюстрирует борьбу против капитализма и состояние человека, который ищет рациональные ответы, а если таких нет, наступает уныние. Даже священник не в силах укротить внутренний мрак и потому выбирает другую, более радикальную молитву – «против козней дьявольских, против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего». Маленькое кино о больших страхах и сомнениях.
Наша рецензия на фильм «Дневник пастыря»
«Дом, который построил Джек»
Архитектура мизантропии и нигилизма по Ларсу фон Триеру. Серийный убийца исповедуется по дороге в глубины ада. Триер говорит о себе устами маньяка, мол, даже самое страшное, аморальное и безнравственное можно назвать произведением искусства. Например, массовые убийства, Холокост... А любая мораль убивает искусство.
Это портрет художника, одержимого нарциссизмом. Сюжет садистский, плотный, насыщенный, тасующий образы мировой культуры и истории. Тут и кинохроника, и фотографии, и полотна. Это самое настоящее авторское высказывание обо всем и о себе. Гротескно, жестоко, цинично и смешно, что даже стыдно. Правда, стыдно явно не автору, который спорит не столько с нами, сколько с самим собой. Про Трампа, кстати, тоже не забыл: красная кепка и охотничьи ружья – это теперь всегда про Америку. Вспомнил и Гитлера – главного «творца» прошлого века, чтобы лишний раз взбесить публику. Смыслы философского триллера об убийстве как произведении искусства действительно пугающие. Беспощадный и наглый провокатор и манипулятор в лучшем своем проявлении.
Наша рецензия на фильм «Дом, который построил Джек»
«Аннигиляция»
Таинственная фантастика Алекса Гарленда. Отчаянный ученый отправляется на смертельную миссию в Зону, которая разрастается и поглощает все живое. Туда же ушел ее муж, который, казалось, там и погиб, но вот он неожиданно появляется на пороге дома.
«Аннигиляция», похожая на «Нечто», «Сталкера» и «Космическую одиссею», – тревожное погружение в Зону, где все разрушается и перерождается. Метафоричная одиссея про вину и искупление. Конечно, это кино о любви. Муж застает измену жены. Будучи не в силах пережить трагедию, он уходит в себя, в так называемую Зону, где предается саморазрушению. Зона убивает в человеке все людское, лишает тяги к жизни, буквально становится им самим. Человек ли это или его черная тень? Зона – метафора смерти, которая поглощает того, кому нечего терять. В надежде на искупление, вслед за мужем в себя уходит жена и пытается по его стопам дойти до маяка – символ просветления. И ты либо «аннигилируешься», сливаясь с абстрактным инопланетным в единое целое, либо аннигилируешь аннигиляцию. Цель сюрреалистической одиссеи – переродиться душой и телом. Если это не искусство – самобытное и философское, – то я не знаю, что еще назвать искусством. Кино уникальное, с бесподобно красивым и грустным финалом.
Наша рецензия на фильм «Аннигиляция»
«Призрачная нить»
Драма Пола Томаса Андерсона посвящена многим вещам: одежде, шитью, любви, власти, материнству, фетишизму, грибам и, прежде всего, завтраку, за которым никогда нельзя шуметь. «Я не могу начинать свой день с ссоры. Я сегодня завершаю платье и не могу занимать место конфронтацией. У меня просто нет времени на ссоры», – объясняет изысканный модельер Дэниэла Дэй-Льюиса, ненавидящий любого, кто угрожает его спокойствию.
«Призрачная нить» не столько о лондонском дизайнере, сколько о вдохновении и художнике вообще. Это не фильм о пафосе и гламуре буржуа, а о страхе, что стиль или стремление к нему может отравить душу. Тут нет видимого секса или насилия, но все равно картина кажется эротической и жестокой, пусть персонажи и одеты с иголочки, все порядочные и сдержанные, но ужасно гордые и властные. Творец и муза пытаются овладеть друг другом с упорством, которое к концу драмы оказывается почти смертельным. Кино о суевериях и секретах в подкладках элегантно, загадочно, печально и по-хичкоковски саспенсово. Похоже на «Дурную славу» и «Подозрение», и немножко на финчеровскую «Исчезнувшую».
Наша рецензия на фильм «Призрачная нить»
«Остров собак»
Антиутопический мультик Уэса Андерсона, получивший на кинофестивале в Берлине «Серебряного медведя», рассказывает о простом человеческом зле по отношению к тем, кого еще вчера называли верными друзьями. «Остров собак» – рисковое приключение «стаи страшных, непобедимых альфа-псов», оказавшихся на мусорной свалке. Это манифест против диктатуры во всех ее проявлениях. Шантаж, взятки, грубая сила, иностранные активисты, мозги промыты, паника посеяна... «Остров собак» – гуманистическая (и пропагандистская) сказка об изгоях, политической истерии и репрессиях тех, кого гетто сделало слабее, грустнее и злее. Правда, помимо того, что собаки – униженные и оскорбленные, а люди – тираны, это еще и милая история упрямого мальчика, отчаянно ищущего своего голубоглазого пса.
Декоративный мир, душевные псы, злобные кошатники, кропотливая анимация и кукольный мастер-класс по приготовлению суши. «Остров собак» важен, потому что проговаривает простые, но великие истины о любви, свободе и дружбе. И никто не отменял рукотворную анимацию, которая редко радует нас на больших экранах. «Остров собак» – трогательный, меланхоличный и просто лучший в обойме Уэса Андерсона.
Наша рецензия на мультфильм «Остров собак»
«Сердце мира»
Главный фильм «Кинотавра». Тихий и работящий гуманист трудится ветеринаром в лагере, где тренируют псов для охоты на лис, и где рядом с цыплятами бродят олени. Жизнь с животными порой спокойнее, чем с людьми, особенно когда бежишь от грехов, соблазнов и семейных трагедий.
Год назад «Аритмия» Бориса Хлебникова отхватила на «Кинотавре» главную награду и приз за мужскую роль. С такими же наградами ушла и драма Наталии Мещаниновой, которая писала сценарий «Аритмии». Правда, тут люди живут вдали от цивилизации, в сердце природы, отчего картина обладает необыкновенным настроением и атмосферой. И тут вроде бы и лис жалко, ютящихся в клетках, но таковы правила игры. Даже главный герой, который сливается с диким миром, остается заложником системы, как собака в клетке. Потерянный, но свой. «Сердце мира» дышит, иногда огрызается, но чаще молчит – говорит взглядами и образами. Меланхоличное кино в балабановской традиции (главное в жизни – найти своих и успокоиться) – об одиночестве, любви, преданности, выборе и свободе.