​«Оно 2»: Место смерти изменить нельзя

Артур Завгородний о том, почему новая глава истории о пожирающем детей клоуне похожа на воздушный шарик – раздутая.

Решающая беда первого «Оно» была в том, что там слишком много персонажей и слишком мало истории. Содержание того фильма – игра Пеннивайза с толпой школьников, манипулирование их детским подсознанием. Главные герои – пухляк, черный, еврей, пошляк, заика, маменькин сынок и папенькина дочка, и у каждого свои страхи, которые воплощены визуальными эффектами, что отнимает у истории реализм, а значит, сбавляет ужас. «Оно» – школьный жутик, где дети с «сиянием» находят друзей, встречают первую любовь и ведут схватку со смертью. Банальные, но здравые истины. А жутко становится только в нескольких сценах: клоун тащит ребенка в канализацию и кровь бьет фонтаном из раковины.

Теперь мы имеем дело с продолжением истории о проклятой американской провинции и «Клубе неудачников». Прошло 27 лет. Ребята выросли, и они уже не сопливые детки, а взрослые и успешные, и у каждого своя жизнь вдали от родного города. И если в первом фильме бесконечно болтливые герои должны были собраться, чтобы доказать, что вместе они непобедимы, то что мешает авторам снова провернуть тот же трюк? «Неудачников» вновь собирают в городке Дерри родного для Кинга штата Мэн. Клятва есть клятва, особенно если закреплена кровью. Друзей не бросают. Но, оказавшись в городе детства, товарищи по демоническому опять разделяются и бродят по одиночке, чтобы потом воссоединиться.

Кадр из фильма «Оно 2»

Если вы думали, что герои выросли, а значит, на экране будут бегать напуганные Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн и другие жертвы Пеннивайза, не спешите радоваться – сюжет состоит из бесконечных воспоминаний, которые убивают цельность новой главы. В этих надоедливых флэшбэках ностальгирующие взрослые вспоминают свои страхи детства, и именно там они встречаются со зловещим клоуном (здесь без изменений – Билл Скарсгард прекрасен). Но мало того, что эти страшилки ни капли не страшны, так еще и веса в них никакого – это же кошмары живых (!) людей, которым, получается, угрожают только в кошмарах, а «Оно» – не «Кошмар на улице Вязов», где умираешь во сне – умираешь по-настоящему. И чудовища не внушают ни страха, ни тревоги, а для хоррора это важнее всего. Особенно, если драма не трогает. В конце концов, действительно ли нужны все эти флэшбэки? Неужели не справиться без детей?

На этот огонек ужаса заглянул Ксавье Долан в роли первой жертвы клоуна, Питер Богданович в роли режиссера и сам мастер хоррора Стивен Кинг. Но в остальном вторая глава – это первая глава, только больше красных шариков, больше крови и сам клоун тоже больше, в прямом смысле, – Пеннивайз превратился в гигантского монстра, что никак не делает фильм страшнее – только разрушительнее, во всех смыслах. Это никакой не хоррор, а блокбастер, голливудский аттракцион, впрочем, как и первый, только грандиознее. Клоун давно не вписывается в рамки слэшера.

Кадр из фильма «Оно 2»

Детки стали взрослыми и сентиментальными. Пошлых и неловких шуток и сплетен слышно реже, чем в первом «Оно», но значит ли это, что сага стала зрелой? Нет. И это при том, что продолжительность фильма – около трех часов. Голливуд совсем одурел? «Сияние», «Изгоняющий дьявола», «Кэрри», «Нечто», «Полтергейст», которые видны в обеих главах этой сказки, – в этой классике жанра мысли и ужаса вложено гораздо больше. Во второй части опуса клоун снова проголодался, и все, что должны сделать герои – вновь показать древнему злу, кто в Дерри хозяин. Ты храбрее, чем думаешь – мораль сей басни. Говорят, этот раз – последний, потому что страх, то есть Пеннивайз, как шарик – лопнет или сдуется раз и навсегда.

«Оно 2» ужасно банально, наивно и еще раз – длится как долго? Про признание страхов было, про насилие детей над детьми было (хулиганы в первом фильме – вот самое страшное), про домашнее насилие тоже было, а единственные если и не страшные, то уж точно жуткие сцены – в лабиринте зеркал и в гостях у старухи, и то до момента, пока авторы не лишают сцены изящества и мистики, пускаясь во все тяжкие. А самым сильным эпизодом остается тот, где Пеннивайз наносит и сдирает грим с лица.

Кадр из фильма «Оно 2»

Режиссер Андрес Мускетти, за плечами которого до «Оно» была только «Мама», почему-то решил, что все страшное должно быть персонифицировано демоническим, которое абсолютно неубедительно. В фильме, конечно, есть изобретательность: звезды на небе превращаются в мозаику, а в финале героев обильно засыпает землей и заливает кровью. Но чем дальше, тем более неважными и даже скучными кажутся племенные ритуалы и вся мифология о чудовище. Неудивительно, что уже с самого начала говорят, что истории нужен хороший конец. И где, спрашивается?

Читайте также